Правда памяти (к 85-летию В. Г. Распутина) - мини-обзор о творчестве писателя.
«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
В. Распутин Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье 15 марта 1937 года, поселке Усть-Уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары в трехстах километрах от Иркутска. Рос в этих же местах в деревне Аталанка. Названия Аталанка мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится к нам и в «Прощании с Матерой», и «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдаленно, но явно угадывается созвучие: Атамановка.
Жизнь и творчество Валентина Григорьевича Распутина немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Енисея, без родной деревни, чистого незамутненного народного языка. Его сознательное детство совпало с войной. И хотя в сибирской деревне не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной. Окончив местную начальную школу, он вынужден был уехать за 50 километров от дома, где находилась средняя школа. После школы Распутин поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, в те годы много читал, стал сотрудничать в газетах. Журналистика ему нравилась. Окончив университет в 1959 году, Распутин работал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1966 году вышла его книга «Край возле самого неба», затем сборник очерков «Костровые новых городов». От журналистики, «от фактографического очерка я переходил к рассказам, говорил Распутин, - к увиденному и услышанному журналистом я стал добавлять «от себя». Во мне словно проснулось авторское «я»». Появляются рассказы «Человек с того света», «Маша куда-то ушла», «Рудольфио». С рассказа «Василий и Василиса», опубликованного в «Литературной газете» наступил как бы новый период в творчестве Распутина – он стал профессиональным писателем.
Свою новую повесть «Последний срок» писатель назвал главной среди своих книг. Тема повести - щемящая тема жизни и смерти. Что оставляет человек, уходя из жизни? Старуха Анна, прототипом которой является родная бабушка писателя, - олицетворение народной мудрости, духовности, щедрой материнской любви. С образом Анны связаны проблемы вечные (смерть, смысл жизни, взаимосвязь с природой, отношения отцов и детей), с образами её детей - злободневные (город и деревня, нравственная сущность молодого поколения, утрата связи с землей). В 1974 году в «Нашем современнике» публикуется повесть «Живи и помни», за которую писатель был удостоен в 1977 году Государственной премии. В. Астафьев назвал эту повесть одной из лучших книг о войне, отметив «её потрясающую глубокую трагичность». Почему о войне? Военных действий здесь нет. Сибирское село Атамановка находится в глубоком тылу, сюда долетают лишь отголоски войны: приходят похоронки, появляются раненые. Повесть эта о трагедии в человеческой душе, о судьбах главных героев – Андрея и Настасьи Гуськовых, о трагическом периоде в жизни героев и страны. Похожие сюжеты есть и у других писателей. Сам Распутин признавался: «Я написал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине». Да, эта повесть о русской женщине, великой в своей любви, подвигах и своих несчастьях.
В 1976 году появилась повесть «Прощание с Матёрой». Матера - от слова «мать», «материк». Деревню должны затопить, а её жителей перевозят на новое место жительства, в новый поселок. Не всех это устраивает. «Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?» - спрашивает Валентин Распутин. Рушится Матера. Но среди пожаров, вырубок и надругательств сохраняется нечто стержневое, прочное, фундаментальное, что и держит в уверенности: нет, Матёра не погибнет до конца, такое не может исчезнуть.
В 1985 году журнал «Современник» публикует повесть В. Распутина «Пожар». Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом? Это страшное зрелище. В деревне Сосновка, куда переселились люди с затопленных островов, горят склады. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть, что сталось с героями его повести «Прощание с Матёрой», каковы они, как повлияла на них перемена места, условий жизни, рода занятий, окружения. По-разному ведут себя люди. Одни – спасают, другие – крадут. Самый известный рассказ Распутина для детей – «Уроки французского». Он не только автобиографический, но и как бы связывающий литературу и реальную жизнь. Когда он был напечатан, учительница, которая была изображена в рассказе, купила книжку, узнала в героине себя и написала автору письмо. Так они встретились через много лет. Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.
В 1985 году журнал «Современник» публикует повесть В. Распутина «Пожар». Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом? Это страшное зрелище. В деревне Сосновка, куда переселились люди с затопленных островов, горят склады. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть, что сталось с героями его повести «Прощание с Матёрой», каковы они, как повлияла на них перемена места, условий жизни, рода занятий, окружения. По-разному ведут себя люди. Одни – спасают, другие – крадут. Самый известный рассказ Распутина для детей – «Уроки французского». Он не только автобиографический, но и как бы связывающий литературу и реальную жизнь. Когда он был напечатан, учительница, которая была изображена в рассказе, купила книжку, узнала в героине себя и написала автору письмо. Так они встретились через много лет. Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.
В 1985 году журнал «Современник» публикует повесть В. Распутина «Пожар». Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом? Это страшное зрелище. В деревне Сосновка, куда переселились люди с затопленных островов, горят склады. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть, что сталось с героями его повести «Прощание с Матёрой», каковы они, как повлияла на них перемена места, условий жизни, рода занятий, окружения. По-разному ведут себя люди. Одни – спасают, другие – крадут. Самый известный рассказ Распутина для детей – «Уроки французского». Он не только автобиографический, но и как бы связывающий литературу и реальную жизнь. Когда он был напечатан, учительница, которая была изображена в рассказе, купила книжку, узнала в героине себя и написала автору письмо. Так они встретились через много лет. Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.
Марк Твен сказал: «Быть добрым – благородно, но учить добру других – ещё более благородно». Так и книги В. Распутина учат простым и важным ценностям! Все произведения Распутина: рассказы и повести, очерки, статьи и публикации – наполнены болью о России, о её судьбе, о её людях. Его называют «певцом деревни», колыбели и души Руси. Природа, ставшая близкой в детстве, ожила и заговорила неповторимым своим языком в его книгах. В. Распутин тратил немало сил и времени на защиту Байкала. По произведениям В. Г. Распутина сняты художественные фильмы: «Рудольфио», «Уроки французского», «Прощание», «Продается медвежья шкура», «Василий и Василиса», «Живи и помни».
Валентин Григорьевич Распутин ушел из жизни 14 марта 2015 в Москве, похоронен на родине в Иркутске.